|
+7 (985) 766 03 23
+7 (964) 641 73 91
e-mail: aromabomba@mail.ru
|
Что бы Вы ответили, узнав, что очаровательного бобренка можно использовать для получения вашего любимого аромата или, что за большее благоухание духов Вы обязаны мешочку на брюшной полости мускусной кабарги? Успокойтесь, применение этих продуктов, существовавшее еще несколько лет назад, сегодня жестко контролируется и приведено в соответствие с проблемой выживания видов. Однако, они заслуживают внимания для того, чтобы оценить вклад синтетических душистых веществ и понять их роль при составлении аромата.
Кашалот выбрасывает затвердевший душистый продукт, образующийся в кишечнике, который называется серой амброй. Её не следует путать с окаменевшей смолой без запаха, применяемой при изготовлении некоторых украшений. Собранная рыбаками в море, или прохожими на пляжах, серая амбра исчезает из классического производственного цикла и является редким продуктом, используемым в дорогих духах.
Применяется в парфюмерии для придания стойкости запаху духов. Это вещество представляет собой отвердевший сгусток, образовавшийся в кишечнике кашалота. Видимо, крупные головоногие (каракатицы, осьминоги, кальмары) причастны к ее образованию в пищеварительном тракте кашалота: они ранят внутренние стенки кишечника животного, который выделяет вязкий продукт. Плавучая амбра выбрасывается либо непосредственно самим животным, либо высвобождается после его смерти в момент разложения трупа. Таким образом, применение амбры не наносит никакого вреда существованию вида, к тому же, строго охраняемому. Очутившись в воде, амбра, более легкая, чем вода предоставлена воле течения. С течением времени под совместным воздействием солнца и воды она обесцвечивается и созревает в естественных условиях. Собирают ее на море или на побережье. К парфюмерам она попадает легкой, пористой, светло-серой или белой.
После нескольких месяцев сушки, ее неприятный рыбный запах уступает место характерному амбровому аромату с нотами морского побережья, иногда в сочетании с оттенком запаха чая. После многомесячного настаивания в спирте на холоде, получается продукт с необычайно тонким запахом, применяемый в качестве фиксатора для духов самого высокого качества. Амбра хранится в виде блоков или "почек", весом от нескольких десятков грамм до более чем 300 кг. Ее цена чрезвычайно высока, но это, действительно, ценный продукт, используемый парфюмерами очень экономно.
Железы внутренней секреции бобра выделяют маслянистое вещество, кастореум, которым бобр пропитывает мех для его защиты. Характерный запах кастореума используется в композициях шипра с нотами кожи и табака.
Кастореум - пахучее выделение двух внутренних желез бобра, это маслянистое блестящее вещество, которым зверек смазывает свою шерстку, чтобы защитить ее от внешних раздражителей. Бобр распространен в Северной Америке, Канаде и России. Вес мешков составляет около ста граммов, а размер зависит от возраста животного. Кастореум является прекрасным фиксатором в парфюмерных композициях. Он используется в виде спиртового настоя измельченных мешков, либо непосредственно в виде резиноида или абсолю. Кастореум создает теплую, животную ноту, близкую к запаху кожи и парфюмеры используют его в восточных, шипровых композициях, а также в мужской парфюмерии.
Железы самца мускусной кабарги содержит зерна мускуса. Используемый в виде настоя мускус придает духам чувственную ноту.
В парфюмерии мускус - это пахучий секрет, получаемый из желез самца мускусной кабарги. Железа внешне похожа на круглый или овальный мешок диаметром от 3 до 8 см, расположенный под кожей в области живота. Кабарга, обладательница мускуса, является жвачным животным семейства косуль. Встречается на высокогорных плато Азии (в Гималаях, в Центральной Азии). Животное, похожее на обычную маленькую косулю весом 10 кг, помечает свою территорию пахучим секретом. Для защиты вида охота на него была запрещена, а экспорт мускуса строго регламентирован. Раньше для того, чтобы получить железы кабарги, нужно было ее убить. Тогда попробовали заняться их разведением, но в неволе секреция прекращалась. Самый безобидный способ заключался в том, чтобы посадить в клетку животное во время брачного периода, когда выделяется мускус, усыпить его, выскоблить мешки и отпустить. Для получения 1 кг мускуса требуется приблизительно 40 мешков. Извлеченный из мешка мускус в зернах - вещество с сильным аммиачным, удушливым запахом, внешне похожее на молотый кофе. После созревания в виде спиртового настоя, запах приобретает животную чувственную ноту, придающую духам полноту. Мускус был очень популярен в греческой и римской Античности, а затем и в эпоху Возрождения, когда вместе с амброй и ладаном он был любимым продуктом парфюмеров; сегодня же его практически больше не используют. Парфюмеры заменили натуральный мускус на синтетические мускусы, значительно менее дорогие.
Виверра обитает в Эфиопии. Она имеет около половых желез мешок, в котором вырабатывается мазеподобное вещество с сильным животным запахом, используемом в парфюмерии.
Сивет - выделение желез внутренней секреции небольшого животного семейства виверровых весом примерно 20 кг. Животные обитают в юго-западных провинциях Эфиопии, где все больше их разводят. Около половых желез они имеют мешок в форме полумесяца, из которого выделяется секрет - бежевая или коричневая мазеподобная мягкая масса с очень сильным запахом: получают ее путем выскабливания мешка. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет резкость запаха и придает духам оттенки животного тепла и чувственности.
Конечно, чаще всего в парфюмерии используются цветы, но она не ограничивается только ими. Некоторые части растений в обычной жизни предназначенные для других целей, не остаются без внимания парфюмеров.
Сегодня для всех очевидна связь между цветами и духами, но использование цветочного мира в парфюмерии началось не сразу. Людям пришлось проявить чудеса воображения и смелости, чтобы повторить во флаконе "дух растения" во всей его чарующей многогранности.
Уже более трех тысячелетий из всех цветов ценители ароматов выбирают розу. Гомер упоминает о розовом масле, полученном путем размачивания лепестков в оливковом масле, которым Афродита смазывала тело Гектора. В Исламской парфюмерии впервые начали дистилляцию лепестков розы из Дамаска. Персидский город Шираз славился с VIII века своей розовой водой, которая вывозилась до XVII в. в Европу, Индию и Китай. Помимо кулинаров и фармацевтов розовая вода ценилась и западными парфюмерами со времен Возрождения до XIX века. Персидские султаны превзошли всех, набивая свои матрацы драгоценными лепестками. В парфюмерии из сотен известных видов роз используются две ботанические разновидности: Rosa centifolia, которую называют майской или прованской, произрастающей в Грассе и в Марокко, и Rosa damascena, выращиваемая в Болгарии и в Турции. Из розы centifolia в Грассе, получают конкрет, путем обработки лепестков экстракцией летучими растворителями, затем абсолютное масло. Centifolia из Марокко, турецкая damascena обрабатываются и растворителями и водяным паром, последний способ позволяет извлечь эфирное масло. Что же касается Болгарской розы damascena, то она проходит только обработку паром. Сбор роз - очень деликатное дело. Злейший враг в этом случае - солнце, т.к. в жару аромат сильнее, но не такой нежный. Поэтому розы срываются на заре, цветок за цветком, как только можно быстрее. Наибольшее количество летучих веществ в цветке собирается где-то к половине девятого утра. Опытный рабочий набирает от 5 до 8 кг лепестков в час, а за день самые активные набирают до 50 кг. Если эта цифра покажется слишком большой, то нужно знать, что для получения одного килограмма эфирного розового масла потребуется 5 тонн цветов! Из того, что собирают в час, получается чуть больше, чем 1 грамм эфирного масла. Масло состоит почти из 300 соединений, некоторые из них трудно идентифицировать. Это может послужить объяснением тому, что несмотря на успехи синтеза еще не удалось полностью скопировать эту сложную природную смесь. Но мы не будем жаловаться, ведь кроме прекрасных плантаций, засаженных розами и услаждающими наш взор, наше обоняние ощущает восхитительные благоухания, такие как, например, духи Joy Жана Пату или замечательные Paris Ив Сен Лорана.
Rosa centifolia или майская роза, один из двух видов роз, применяется в парфюмерии. Ежегодно из нее получают несколько килограмм абсолютного масла, самого дорогого в парфюмерии.
В Грассе майскую розу собирают раз в году в течение трех недель. Сбор ее напоминает сбор винограда: год бывает урожайным и не очень.
Цветочная, теплая, животная, пряная, фруктовая ноты: список оттенков аромата жасмина бесконечен.
В Грассе, где все цветы имеют свое название, жасмин называют просто "цветок". Вид, используемый в парфюмерии, jasmin grandiflorum. Родом, вероятно, из Центральной Азии и Персии, это деревце появилось в Грассе около 1560 года благодаря испанким морякам.
На сегодняшний день в Грассе осталось лишь несколько плантаций менее 10 га; даже такие известные фирмы как Пату и Шанель с трудом договариваются с фермерами, которые специально выращивают жасмин для их композиций.
Жасмин также растет в Египте, Италии, Марокко и Индии, где ручной труд обходится дешевле. Жасмин - летний цветок, его цветение длится с августа по октябрь. Если сегодня производство жасмина невелико, то в начале века оно составляло 200 тонн в год и даже достигло почти 2 тысяч тонн в период между 1930 и 1940 гг. Когда знаешь, что нужно 8 тысяч цветков для получения 1 кг жасмина, то с трудом можно представить, сколько труда и саженцев требуется для их выращивания. Как и роза, жасмин собирается до восхода солнца из боязни, что роса и жара могут испортить драгоценные белые цветы. Цветы собирают срывая один за другим. Хороший сборщик набирает около 700 грамм жасмина в час. Потом, как можно скорее, цветы отправляют на фабрику, их обрабатывают экстракцией. Необходимо 750 кг цветов для 1 кг абсолютного масла. В тридцатые годы некоторые духи содержали до 10% абсолютного масла жасмина, сегодня эта цифра уменьшилась: в лучшем случае его содержание составляет 1-2%. Из всех белых цветов в парфюмерии наиболее широко используется жасмин. По мнению творцов-парфюмеров без жасмина не могут быть известные духи. Благодаря ему появились такие классические ароматы, как вечные Шанель №5, Joy Пату, Агрёде Ланвен, Fleur de fleurs Нина Риччи или First, Ван Клиф.
Жасмин собирают на рассвете. Это настолько хрупкий цветок, что в час собирают только 700 грамм. А для одного килограмма жасмина требуется около 8 тысяч цветов!
Цветок с дурманящим запахом, Polianthes tuberosa или тубероза родом из Мексики. Была завезена во Францию в XVII веке для разведения ее в Грассе. Тубероза особенно пришлась по душе двору Короля Солнца, когда красавицы украшали ею свои лифы. Сегодня основная часть продукции поступает из штата Карнатака на юго-востоке Индии, где она цветет круглый год. Ее запах сильный, теплый, с бальзамическими оттенками. В парфюмерии используется для композиций восточного типа, таких, как например, Poison Кристиан Диор.
Тубероза цветет круглый год в Карнатаке, штате на юго-востоке Индии. Однако цветы, собранные в июле-августе обладают наиболее полной гаммой ароматов.
Горный цветок с незабываемым ароматом, растущий на лугах Юра, Альп и Центрального массива. Во Франции насчитывается около десятка видов нарцисса (жонкиль). В парфюмерии используют Narcissus poeticus, достаточно редкий вид, расцветающий в мае. Листья, стебли и цветы обрабатывают экстракцией ратворителями. Полученное абсолютное масло напоминает аромат цветка, со слегка более зеленой нотой благодаря обработке стебля. Это очень дорогостоящий продукт: за 1 кг цветов платят 10 франков, а для 1 кг абсолютного масла нужно 1200 кг цветов. Запах полученного масла очень интенсивный.
Нарцисс, используемый в парфюмерии, растет на высоте тысячи метров над уровнем моря. Из цветка и стебля получают абсолютное масло, которое очень хорошо сочетается с нотами зелени и животными запахами.
Родина мимозы - Австралия, но она отлично прижилась во Франции. С конца января до начала марта ею покрыты массивы Приморских Альп и Вара, которым она придает красивый летний цвет. На самом деле золотые шарики состоят не из лепестков, а из тычинок, чем и объясняется их хрупкость. Невозможно сохранить мимозу, срезанную более 24 часов назад. Обрабатываются цветки и листья, при этом получают абсолютное масло, напоминающее аромат самого цветка, мягкий и "щекочущий". Этот цветок любим англо-саксонцами, но он никогда не использовался для создания главных нот в композициях.
Это зимний цветок без лепестков. Запах мимозы крайне редко используется как основная нота в духах. Её абсолютное масло с тёплой, пудровой и цветочной гаммой ароматов входит в композиции с цветочным запахом.
Это цветок целомудрия, по грасской традиции гирлянды из него дарят молодоженам, которые женятся во время его цветения, в апреле-мае. Это цветок Citrus aurantium amara, т.е. горького апельсина, дерева родом из Южного Китая, завезенного в Средиземноморье в эпоху римлян. Путем дистилляции цветов получают эфирное масло, которое называют нероли. Вода, остающаяся после этой обработки, - знаменитая флерд'оранжевая вода. Можно также получить абсолютное масло из цветов апельсина экстракцией растворителями. Выход масла слишком небольшой: из тонны цветков едва получается 1 кг нероли. Листья и ветки горького апельсина также обрабатывают и получают эфирное масло, которое называют петигреневое, а после обработки (выжиманием) апельсиновой кожуры получается масло, называемое бигарад.
Из цветков горького апельсина получают эфирное масло, называемое нероли по имени герцогини Orcini de neroli, восторгавшейся в XVI веке этим запахом.
Нероли - это продукт с чистым, свежим запахом, с незначительными теплым и животным оттенками, основа многих одеколонов.
Неразрывно связанная с Провансом, но также и с запахом чистоты, исходящим от продукции для стирки, лаванда уже больше не в моде для парфюмерии. Несправедливая судьба у лаванды, растения, обладающего интересным диапазоном ароматов. Ошибочно полагают, что красота августовских холмов Люберона и плоскогорий Маноска - заслуга лаванды, на самом деле это ее гибрид: лавандин. Настоящая лаванда, используемая в парфюмерии ниже, с более тонким стеблем, себестоимость ее более высока. Растет она в Альпах на высоте от тысячи метров, но особенно распространена в Великобританиию. В начале века британцы создали два прекрасных творения, с использованием лавандовой ноты; это English Iavender, Аткинсон (1910 г.), которая была первой туалетной водой для мужчин и Old English Lavender, Ярдлей (1913 г.), абсолютно необходимым дополнением к британским твидам. Позже их сменил Карон Pour un homme (1934 г.). Сегодня очевидно, что парфюмеры не осмелились бы больше выпускать духи с характерным ароматом лаванды, неизменно связанным с запахом стиранного белья, но лаванда используется в туалетных водах для мужчин для начальной ноты запаха, придающей свежесть композиции.
Очень популярную в начале века лаванду больше почти не используют в духах из-за ее широкого применения в моющих средствах и освежителях воздуха.
Cananga odorata forma genuina, известная под названием иланг-иланг, это цветок, напоминающий о нежном и влажном зное тропиков. Родом из Филиппин, он эмигрировал на Каморские острова и Мадагаскар, где его и выращивают. В природе иланг-иланг - это дерево с неровными ветками, достигающее 25-30 м в высоту. Во время выращивания дерево подрезают примерно до 1 м 80 см, из-за чего оно кажется еще более кривым. Иланг-иланг - это цветок наслаждения и обольщения, им украшают волосы женщины Манилы, именно его аромат царит в гареме. Парфюмеры любят использовать этот запах, который очень быстро раскрывается и превращается в более цветочный, более пудровый.
Иланг-иланг, как его называют "цветок цветов", растет на дереве, родина которого Филиппины. Собирают цветки, когда они еще желтые, но центр лепестков уже немного покраснел.
Вспомним также о жонкиле (Narcissus odorus), это один из первых цветов в году с деликатным и проникновенным ароматом; и его соседе по поляне - гиацинте (Hyacinthus orientalis), который расцветает колокольчиками и дает абсолютное масло с очень свежим запахом. В парфюмерии эти два растения больше почти не применяют. Они заменены сочетаниями веществ, воспроизводящими их гамму ароматов. Поговорим также и о цветках бессмертника, которые высушивают, чтобы потом получить масло с теплым, пряным запахом с легкими оттенками табака и кожи. Познакомимся с кассией или акацией, - высоким, колючим кустарником, чьи желтые цветы похожи на мимозу и служат для получения абсолютного масла с теплым и тонким ароматом, который хорошо сочетается с ирисом и фиалкой. А вот и пахучее оливковое дерево (Osmanthus fragrans), это декоративное деревце известно в Китае уже 2 тысячи 500 лет; из его цветов производят великолепное абсолютное масло с фруктово-цветочными оттенками запаха. Не забудем и о бархатцах, (etes grandulifera или patula), которые обычно называют индийской гвоздикой, из них получают масло с тонким запахом одновременно цветочным, зелени и фруктовым, как у дрока. Однако в этом перечне есть очень серьезные пропуски. Если в начале века в Грассе еще перерабатывали 200 тонн гвоздик, то сегодня это производство практически прекратилось. Запах гвоздики воспроизводят искусственно благодаря синтетическим душистым веществам. С сиренью дело обстоит не лучше, из-за того, что экстракция ее цветов реально не приносит успеха.
Когда-то получаемый перегонкой цветоножек гвоздичного дерева, аромат гвоздики с успехом воспроизводится синтезом.
Предполагается, что от 2 до 3 тысяч продуктов созданы путем синтеза. Например, сирень, без участия химии никогда бы не появились в парфюмерных композициях. Что касается жимолости и ландыша, то те, кто знаком с их пьянящим ароматом, будут удивлены, узнав, что эти растения обсолютно не поддаются никакой дистилляции или экстракции. Это похоже на реванш разграбленной природы.
Не поддающийся ни перегонке, ни экстракции, ландыш, однако присутствует в наших любимых духах благодаря гидрооксицитронеллалю, линалоолу и фарнезолу. Кто бы мог подумать?
Если экстракция некоторых цветов и растений невозможна, то из их корней получаются превосходные масла. Парфюмеры используют их во многих сочетаниях.
Из известных 300 видов ириса парфюмеров интересуют только два: Iris pallida и Iris florentina, выращиваемые в основном в Марокко и в районе Флоренции. В парфюмерии используют их корневища. Запах масла отличается от запаха цветка и обладает характерной особенностью: после обработки корневищ он напоминает аромат фиалки. От срока посадки корневища до сбора нужно отсчитать три года. Еще три года требуется, чтобы высушить его и достигнуть наиболее полного аромата. Корни дробят, опускают в воду и подвергают дистилляции. Из одной тонны ириса получают 2 кг чрезвычайно дорогого эфирного масла. Аромат этого замечательного продукта тонкий и очень сильный. Он создает стойкую цветочную и древесную ноту, напоминающую рисовую пудру наших прабабушек. Когда говорят об ирисовом запахе, подразумевается запах масла из корневищ ириса.
Для парфюмерии представляют интерес корневища ириса. Лучшие выращиваются во Флоренции, где они и сушатся.
Среди прочих растений, у которых используют корневища, выделим женьшень (Zingiber officinale), выращиваемый в Китае, в Индии, в Либерии и на Ямайке. Его применяют в основном в кулинарии, в парфюмерии же используют масло, полученное перегонкой. Любистока (Levisticum officinale) - это высокая трава, которая выращивалась еще римлянами. Из ее корней после перегонки получают масло с сильным и теплым запахом , которое делает чудеса в древесных, восточных и пряных композициях. Парфюмеры также использовали корни валерианы (Valeriana officinalis) и корни кастуса, вывозимые из Кашмира, которые после дистилляции дают масло с резко выраженным животным оттенком запаха, но потом закодательство запретило его использование. Наконец, ветивер, ботаническое название - Andropogon squarrosus - но индейцы называют его Kus Kus, это злаковое растение, выращивается в основном на Гаити, в Индии, в Индонезии и на острове Реюньон. Его корни при перегонке дают эфирное масло, которое не только используется в духах, но и для получения ветиверилацетата.
Ветивер появился на острове Реюнион в 1850 г. С тех пор он стал одной из благородных культур, под названием ветивер Бурбон.
Из 250 разновидностей герани парфюмерия выбрала только лишь три, выращиваемые на высоких равнинах острова Реюньон и на берегах дельты Нила в Египте. Эфирное масло герани, полученное после перегонки с водяным паром, придает композициям очень приятный цветочный оттенок. Особенность этого масла заключается в том, что оно содержит химические соединения, которые можно отыскать в розовом эфирном масле, и придает композициям ноту розы.
В парфюмерии используются не цветы, а листья герани. На острове Реюньон и в Египте выращивают самые лучшие разновидности герани, отличающиеся от тех, которые украшают наши сады.
Знаменитый запах "flower power" хиппи 70-х годов обусловлен пачулиевым маслом, которое получают из сухих листьев Pogostemon cablin, выращиваемого в Индонезии. У пачули очень необычный запах, одновременно камфорный, землистый и древесный.
Используют листья фиалки (Viola odorata). При экстракции растворителями получают абсолютное масло с запахом цветов и сильной нотой зелени. Фиалка очень ши.ко применялась в начале современной парфюмерии (Vera Violetta, Роже и Галле, 1892 г., Violette pourpre, Убиган, 1907 г.). В настоящее время ее часто используют как фиксатор других компонентов.
Ветки Myrtus communis позволяют получить эфирное масло, которое при использовании в небольших количествах создает ароматическую ноту в композициях. Это средиземноморское дерево, которое когда-то было посвящено Венере, являлось символом счастливых влюбленных. Римляне для ароматизации добавляли в вино ветви и плоды мирты, листья использовали в банях.
Среди других растений следует упомянуть полынь, дикорастущую траву, из которой получают эфирное масло с травянистым запахом; базилик (базилик французский и базилик экзотический); кипарис, эстрагон, эвкалипт, укроп, лавр, майоран, матэ (небольшое деревце в Южной Америке, листья которого жуют индейцы); мяту, душицу, петрушку, сосну, шалфей лекарственный и шалфей мускатный, табак, чабрец, вербену.
Базилик из Прованса - одна из двух разновидностей базилика, используемых в парфюмерии.
Мускатный шалфей (Salvia sclarea) дает эфирное и абсолютное масла, с успехом используемые в мужских композициях.
С давних пор используемые для окуривания, эти продукты играют важную роль в современной парфюмерии при использовании в композициях с древесным и шипровым запахом.
Популярная с XVI века пряность, со всеми признанными ароматами теплых вин и кондитерских изделий, корица используется в парфюмериии в виде эфирного масла. Применяемый вид называется цейлонское коричное дерево (Cinnamomum ceylanicum), которое растет на острове Цейлон, в Малайзии и на Сейшелах. Стойкий и теплый аромат коричного масла незаменим для восточных духов.
Amazone, Гермес, Jicky, Герлен, Metal, Пако Рабан... Список духов с использованием сандалового масла велик. Дерево и корни Santalum album перегоняют с водяным паром для получения эфирного масла с теплым и мягким запахом. Самым лучшим считается эфирное масло из Карнатаки, в Индии. Сандаловые деревья на сегодняшний день охраняются, поэтому официально сандал не культивируют.
Сандаловое дерево очень ценится в Индии со времен Античности. Его используют как дерево для религиозного окуривания, применяется
в столярном искусстве и в парфюмерии после перегонки.
Дубовый мох (Evernia prunastri), который собирают зимой и в начале весны в областях умеренного пояса, и древесный мох (Evernia Purfurcea) позволяют получить экстракцией растворителями абсолютные масла, неизменные составляющие композиций с запахом шипра и зелени (Miss Dior, Диор; Quartz, Молино и Kouros, Ив Сен Лоран).
Из дубового мха получают абсолютное масло, необходимое в сочетаниях шипра.
Из остального сырья, используемого в этой категории отметим розовое дерево. Его масло, полученное путем дистилляции древесины Aniba rosaedora, дерева, растущего в Бразилии, Перу и Гайане, очень важно, как и масло березы, для композиций с запахом кожи. Наконец, масла туи и кедра являются составляющими некоторых древесных сочетаний.
Эфирное масло березы обладает очень сильным запахом кожи, используемым в одноименных композициях.
Малознакомые для большей части людей, но высоко ценимые парфюмерами, смолы, камедь, камедь-смолы и бальзамы - все это естественные или вызванные какими-либо повреждениями, выделения некоторых растений. Эти продукты отличаются по растворимости, а смолы, в отличие от камеди, обладают пахучими свойствами.
Эту смолу добывают путем подсечки ствола Styrax tonkinensis, низкорослого дерева, растущего в Лаосе и во Вьетнаме. Из нее экстракцией растворителями получается продукт под названием резиноид, используемый парфюмерами для округления запаха композиции.
Бензойная смола сиамская
Эта камедь-смола образуется из выделений листьев ладанника, Cistus Iadaniferus, кустарника средиземноморского бассейна. Его абсолютное масло очень ценно для сочетаний шипра и амбровых композиций.
Листья ладанника выделяют смолу, лабданум.
Boswellia carterii или saera - это дикорастущий кустарник, на юге Аравийского полуострова и в Сомали. Масло, полученное перегонкой, используется для начальной ноты композиций, которым оно придает пряный оттенок. Резиноид, полученный экстракцией, имеет более тяжелый запах, его применяют для основной ноты в восточных и древесных композициях.
Эта камедь-смола выделяется из надреза ствола Ferula galbaniflua, травянистого растения, распространенного в основном в Иране. После обработки водяным паром или растворителями гальбанум обладает запахом зелени, который превосходно проявился в Fidji, Ги Ларош и в Vent Vert, Бальмэн.
Один из даров волхвов, мирра является смолой, выделяемой кустарником Commiphora myrrha. Эфирное масло или резиноид, полученные из смолы обладают ароматом, напоминающим запах лесной чащи. В парфюмерии используется в сочетаниях шипра и папоротника.
Смола мирры.
Вспомним и о элеми, получаемом из камеди-смолы, выделяемой элеми манильской, большим деревом, растущим на Филлипинах, опопанаксе (или опопонаксе), эфирное масло и резиноид которого напоминают мирру и входят в композицию знаменитых Shalimar, Герлен; толуанский бальзам, извлеченный из дерева, произрастающего в Боливии или Венесуэле, сладкий оттенок запаха которого удачно вписывается е восточные композиции. Следует помнить, что мирра, ладан, гальбанум и опопанакс входили еще в благовония египтян.
Смола опопонакса (или опопонакс).
Фрукты из-за содержания воды имеют слишком слабый аромат для использования в парфюмерии. Применяют только цитрусовые, их кожура содержит пахучие масла, а плоды высушиваются. Парфюмеры относят к "цитрусовым" лимоны, мандарины, апельсины и т. д., ноты которых присутствуют во всех одеколонах и освежающих водах.
Получают эфирное масло прессованием кожуры плодов Citrus limon, выращиваемого в Италии, во Флориде, Южной Америке и на Кот д'Ивуар. Масло используют для начальной ноты композиций и благодаря ему достигается эффект свежести.
Используют кожуру плодов горького померанца (Citrus aurantium amara) и апельсина сладкого (Citrus aurantium dulcis) для получения эфирных масел, дающих великолепный эффект в освежающих водах и одеколонах.
Выходец из Китая, где его плоды преподносились мандаринам, Citrus reticulata позволяет получить эфирное масло выжиманием кожуры.
Плоды мандарина (Citrus reticulata).
Эфирное масло грейпфрута получают из Citrus paradisi, его производят в Израиле и США. Недавно применяемое в парфюмерии, оно часто играет важную роль в сочетаниях цитрусовых запахов.
Упомянем также бергамот, получаемый из Citrus bergamia, его эфирное масло, очень легко испаряется и придает подъем духам. Вспомним и о цедрате, из плодов Citrus medica, широко употребляемом в XVIII и XIX вв., но забытом современными парфюмерами; и о лиметте или зеленом лимоне (Citrus aurantifolia), его масло используется в мужских туалетных водах, спортивных запахах, а также в кока-коле!
Плоды бергамота (Citrus bergamia).
Анисовое эфирное масло получается перегонкой с паром мелких сушеных плодов европейской травы Pimpinella anisum. Что касается бадьяна (звездчатого аниса), то его эфирное масло изготавливается перегонкой плодов в форме звезды Illicium verum, огромного дерева, растущего во Вьетнаме и на юге Китая. Этот запах используется в освежающих композициях.
Плоды звездчатого аниса (бадьяна).
Известный ботаникам под названием Myristica fragrans, мускатный орех растет на вечнозеленом дереве - мускатном дереве. Сорванный в свежем виде плод по размеру напоминает абрикос. Его кожура имеет волокнистую структуру красного цвета. Сам же орех имеет терпкий, горький привкус. Оба компонента используют в парфюмерии: пряный запах масла необходим для мужских композиций и современных одеколонов.
Орехи, находящиеся в плодах Myristica fragrans (мускатный орех).
Родом из Мексики, ваниль в XVIII в. была завезена в район Индийского океана, на Мадагаскар, в Реюньон и на Каморские острова. Ваниль (Vanilla planifolia), это вьющееся растение из семейства орхидей с бело-зеленоватыми или желтоватыми цветами и немного приплюснутыми стручками. Внутри стручков содержатся черные семена, а их внутренние стенки устланы волосками, выделяющими желтое вязкое вещество с теплым, сладким бальзамическим ароматом. Это масло обладает сильным запахом и фиксирующими свойствами, оно содержится во многих композициях, в частности, в духах фирмы Герлен.
Стручки ванили (Vanilla planifolia).
Вспомним и о почках гвоздики, которые на самом деле являются цветоножками гвоздичного дерева, растущего в Малайзии, на Мадагаскаре и в Занзибаре. Сочетание гвоздичного эфирного масла, обладающего пряным и травянистым запахом, с розовым маслом позволяет получить аромат гвоздики, очень важный для парфюмерии. Что касается ягод можжевельника, то достаточно глубоко вдохнуть запах джина, чтобы понять их аромат. Из них получается масло с запахом хвойным, фруктовым и лесным.
Ягоды можжевельника.
Наконец, ягоды чернушки посевной Pimenta officinalis после перегонки дают масло с пряным, бальзамическим запахом, которое парфюмеры используют в малых дозах для восточных сочетаний или для цветочных композиций типа гвоздики.
Эта категория сырья напоминает нам еще раз о вечносуществующей связи парфюмерии и кулинарии.
Семена Elettaria cardamonum, растения, распространенного в Индии, на Цейлоне, в Индонезии и в Центральной Америке, служат сырьем для получения эфирного масла со слегка фруктовым запахом, которое придает подъем композициям.
Семена кардамона.
Эфирное масло кориандра получается перегонкой с паром семян Coriandrum sativum, травы, выращиваемой на Украине, в Венгрии и в Северной Африке. Обладает пряным запахом с оттенком шоколада.
Это высушенные семена Cuminum cyminum, травы родом из Средиземноморья и Индии, которые перегоняют с паром, чтобы получить эфирное масло, используемое в папоротниковых и древесных сочетаниях в малых количествах, т.к. его травянистый, пряный анисовый запах очень сильный.
Эта трава, родом из Индии и Малой Азии, играла важную роль в античной и исламской парфюмерии. Экстракцией ее семян получают резиноид. Его запах, вышедший из употребления похож на аромат ореха и сельдерея.
Семена пажитника.
В парфюмерии используют семена, содержащиеся в плодах Dipterix odorata, большого дерева, растущего в Гвиане и в Бразилии. Экстракцией получается абсолютное масло, используемое для создания основной ноты в амбровых, табачных и восточных сочетаниях.
Бобы тонка.
Это плод вьющегося кустарника Piper nigrum, его ягоды сначала зеленые, собирают после того, как покраснеют. Затем они становятся коричневыми. Масло перца употребляется в мужских композициях.
Семена перца.
Ареалы основного сырья, используемого в парфюмерии.
Карта Живодам Рур.
Без альдегидов №5 Шанель никогда не увидели бы свет, и без гедиона Эдмон Рудницка не создал бы Eau Sauvage! Это может быть удивит некоторых, в равной степени как и все то, что говорилось относительно использования синтетических продуктов в парфюмерии. Если желание воссоздать то, что природа творила в такой гармонии и с таким терпением, и могло показаться самонадеянным, то все-таки именно мудрость руководила действиями химиков в XIX в. Кто сегодня знает имена Перкина, Тимана, Баура, Дарзана, Ружички, Буво или Блана? Однако именно эти люди подарили жизнь современным духам. Ведь до работ в области химии запахов духи состояли из природных компонентов, представляя почти их же ароматы, смешанные парфюмером с его творческой фантазией. Цена полученных таким образом духов отнюдь не способствовала их распространению; и, кроме нескольких экстрактов и одеколонов, духи оставались предметом роскоши для привилегированных слоев.
С 1830 г. несколько химиков, не будучи парфюмерами, начали эксперименты с натуральными душистыми веществами. Речь шла прежде всего о том, чтобы выделить из эфирных масел соединения, казавшиеся наиболее интересными. Так из цитронеллового масла получили гераниол с запахом розы фракционной перегонкой; а ментол был извлечен из мятного масла кристаллизацией. Эти вещества получили название изолятов.
В результате первого этапа исследований пришлось констатировать, что многие пахучие компоненты природных продуктов не могли быть выделены либо из-за их ничтожного количества, либо потому, что это обошлось бы слишком дорого, как в случае с ванилином из стручков ванили. Благодаря синтезу, химики создали такие вещества на основе отдельных компонентов, полученных из эфирных масел. Терпены, выделенные из соснового масла, явились источником получения, например, терпинеола, используемого в запахе сирени.
Из многих разновидностей сосны получают эфирное масло или резиноид, применяемые в парфюмерной промышленности.
Эти результаты подтолкнули ученых к попыткам получения душистых веществ на основе уже не растительного, а ископаемого сырья, например нефти или угля. Удалось же им это благодаря успехам синтеза: из бензола путем ряда превращений был получен фенилэтиловый спирт с тонким ароматом розы; а из толуола - бензилацетат с запахом жасмина; салициловая кислота явилась исходным продуктом для синтеза кумарина, нового соединения, открывшего дорогу ароматам типа папоротника... Не довольствуясь получением душистых веществ идентичных природным (I.N.), химики создают новые продукты с оригинальным запахом к великой радости парфюмеров, для которых такие находки означали настоящую революцию - похожую разве что на переворот всей жизни художника, при изобретении новых цветов и красок. Гелиотропин стал важным элементом всех амбровых композиций; благодаря ванилину Герлен создал свои лучшие духи; хинолины с запахом кожи и дыма позволили Шанель создать Cuir de Russie; синтетические мускусы с их теплотой и стойкостью были использованы для основного запаха композиций, являясь прекрасным фиксатором; иононы воссоздали запах фиалки... В результате восстановления жирных кислот были получены альдегиды, которые вначале обескуражили парфюмеров своим резким и даже тошнотворным запахом. Потребовалась смелость Коко Шанель и ее "носа" Эрнеста Бо, чтобы принять эти вещества в мир парфюмерии, так получились легендарные №5. Рассказывают, что Эрнест Бо сам того не желая немного переборщил с альдегидами и что знаменитые духи - дитя случая. Так или иначе родилось новое направление духов. И можно смело утверждать, что существовать оно будет столько же, сколько и сама парфюмерия.
С конца Второй мировой войны хроматографический анализ - способ, позволяющий идентифицировать соединения, присутствующие в смеси пахучих веществ и рассчитать их количество, открыл просторы для захватывающих исследований соединений, которые находятся в "следовых" количествах в натуральном сырье. Химики же продолжали создание таких замечательных душистых веществ как гедион, без которого, о чем мы уже упоминали, I'Eau Sauvage, Диор не появилась бы на свет. То же и с дамасконами и дамасценонами, которые подарили нам Les Jardins de Bagatelle Герлен и Paris Ив Сен Лоран. Несколько лет спустя исследователи освоили новую революционную технику headspace - анализ паровой фазы, которая позволяет ловить in situ аромат цветка, дерева или воздуха и получить в некотором роде их удостоверение личности, идентифицируя составляющие их химические соединения. Этот метод особенно важен для цветов, которые еще не используют в парфюмерии, таких как орхидеи или цветы глицинии, а также для запахов окружающей среды (запах леса, запах морского побережья). Он же дает возможность максимально приблизить запахи к природным при их воспроизведении, что не всегда удается в случаях с эфирными маслами и абсолютными маслами, аромат которых зачастую далек от запаха растений.
Последний переворот в парфюмерии: метод headspace (анализ паровой фазы), новый неистощимый источник вдохновения для парфюмеров в поиске новых сочетаний ароматов. "Живые запахи" - в данном случае цветка - помещены в стеклянную колбочку соединенную с прибором, позволяющим определить молекулярную структуру компонентов.
Настоящее "сито для запахов" подсоединено к компьютеру: с помощью хроматографа парфюмер точно определяет состав аромата. Именно так поэзия наших обонятельных ощущений передается на экран в виде пиков, соответствующих соединениям.
В 1952 году известный парфюмер Эрнест Бо утверждал: "Что касается поиска новых веществ, способных определить оригинальность запаха, то здесь нужно будет рассчитывать на химиков. Будущее парфюмерии именно в руках химии". Более чем через 40 лет его высказывание все еще актуально: наука находится на службе у парфюмерии, не отрекаясь от природы, а разумно с ней сотрудничая.